Расширенный поиск:

 

Закон Сахалинской области

Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области

 

Принят Сахалинской областной Думой 17 марта 2011 года

 

 

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом Сахалинской области устанавливает административно-территориальное устройство Сахалинской области и порядок его изменения.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) административно-территориальное устройство Сахалинской области (далее — административно-территориальное устройство области) — территориальная организация Сахалинской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;

2) административно-территориальная единица — часть территории Сахалинской области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно-территориального деления Сахалинской области, имеющая установленный законодательством статус (район, город областного значения) и наименование;

3) территориальная единица — населенный пункт (город районного значения, поселок городского типа, сельский населенный пункт), не являющийся в соответствии с настоящим Законом административно-территориальной единицей;

4) район — административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах территориально и экономически связанные между собой территориальные единицы, имеющая единый административный центр;

5) населенный пункт Сахалинской области — часть территории Сахалинской области, имеющая установленный статус, официальное наименование, сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы, являющаяся местом постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей;

6) город областного значения — административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность либо научно-производственный комплекс, развитую социальную инфраструктуру, с численностью населения не менее 50 тысяч человек. В отдельных случаях к указанной категории городов могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное или историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения;

7) город районного значения — территориальная единица с численностью населения не менее десяти тысяч человек. В отдельных случаях к указанной категории могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное или историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения;

8) поселок городского типа (рабочий или дачный) — территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры либо основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью населения не менее трех тысяч человек. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения;

9) статус населенного пункта Сахалинской области — установленная в соответствии с настоящим Законом принадлежность населенного пункта к определенной категории и виду;

10) административный центр Сахалинской области — городской населенный пункт, определенный в качестве административного центра Сахалинской области Уставом Сахалинской области.

 

Статья 3. Основные принципы административно-территориального

устройства Сахалинской области

Административно-территориальное устройство Сахалинской области основывается на принципах:

1) обеспечения целостности территории Сахалинской области;

2) соответствия исторически сложившейся системе расселения в Сахалинской области и устойчивым тенденциям ее развития;

3) обеспечения экономических и организационных условий для эффективной деятельности органов государственной власти;

4) развития экономического потенциала Сахалинской области, ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;

5) обеспечения здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения Сахалинской области;

6) сохранения и развития национальной культуры, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих в Сахалинской области;

7) учета мнения населения при решении вопросов административно-территориального устройства Сахалинской области.

 

Статья 4. Вопросы административно-территориального устройства

Сахалинской области

К вопросам административно-территориального устройства Сахалинской области относятся:

1) образование, реорганизация, упразднение административно-территориальных и территориальных единиц;

2) установление и изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области в соответствии с федеральным законодательством;

3) установление и перенос административных центров районов;

4) подготовка предложений о присвоении наименований административно-территориальным и территориальным единицам и их переименовании в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»;

5) регистрация и учет административно-территориальных и территориальных единиц.

 

Статья 5. Полномочия Сахалинской областной Думы

К полномочиям Сахалинской областной Думы в сфере административно-территориального устройства Сахалинской области относятся:

1) принятие законов Сахалинской области по вопросам административно-территориального устройства Сахалинской области;

2) рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным и территориальным единицам или их переименовании в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области.

 

Статья 6. Полномочия Губернатора Сахалинской области

К полномочиям Губернатора Сахалинской области в сфере административно-территориального устройства Сахалинской области относятся:

1) внесение в Сахалинскую областную Думу проектов законов по вопросам изменения административно-территориального устройства Сахалинской области;

2) формирование согласительной комиссии для разрешения разногласий по вопросам изменения административно-территориального устройства Сахалинской области;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области.

 

Статья 7. Полномочия Правительства Сахалинской области

К полномочиям Правительства Сахалинской области в сфере административно-территориального устройства Сахалинской области относятся:

1) разработка проектов законов Сахалинской области по вопросам изменения административно-территориального устройства Сахалинской области;

2) принятие решений об изменении границ населенных пунктов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

3) подготовка материалов с предложениями о присвоении наименований административно-территориальным и территориальным единицам и их переименовании;

4) определение порядка ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области;

5) определение органа исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченного на ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области;

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области.

 

Статья 8. Категории и виды населенных пунктов

1. Населенные пункты подразделяются на следующие категории:

1) городские населенные пункты;

2) сельские населенные пункты.

2. Городские населенные пункты делятся на следующие виды:

1) город (город областного значения, город районного значения);

2) поселок городского типа (рабочий, дачный поселок).

3. Сельские населенные пункты делятся на следующие виды:

1) село;

2) поселок,

3) станция;

4) разъезд;

5) хутор;

6) иные населенные пункты, не отнесенные к городским населенным пунктам.

4. Населенные местности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и (или) являющиеся объектами служебного назначения (вахтовые и дачные поселки, железнодорожные будки, дома лесников, заимки, полевые станы, метеостанции, животноводческие стоянки, прииски, лесоучастки и другие объекты), а также одиночные дома не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми находятся в административных, производственно-коммерческих и социально-бытовых отношениях.

 

Статья 9. Система административно-территориального устройства

Сахалинской области

1. Административно-территориальными единицами Сахалинской области являются районы Сахалинской области (далее — районы) и города областного значения.

2. Административным центром Сахалинской области является город Южно-Сахалинск.

3. Административными центрами районов являются исторически сложившиеся населенные пункты, указанные в части 4 настоящей статьи, в которых находятся органы государственной власти и государственные органы на день вступления в силу настоящего Закона.

4. Система административно-территориальных единиц Сахалинской области включает в себя:

1) город областного значения — город Южно-Сахалинск;

2) районы:

Александровск-Сахалинский

административный центр — город Александровск-

Сахалинский; 

Анивский 

административный центр — город Анива; 

Долинский 

административный центр — город Долинск;

Корсаковский 

административный центр — город Корсаков; 

Курильский 

административный центр — город Курильск; 

Макаровский 

административный центр — город Макаров; 

Невельский 

административный центр — город Невельск; 

Ногликский 

административный центр — поселок городского типа

Ноглики; 

Охинский 

административный центр — город Оха; 

Поронайский 

административный центр — город Поронайск; 

Северо-Курильский 

административный центр — город Северо-Курильск; 

Смирныховский 

административный центр — поселок городского типа

Смирных; 

Томаринский 

административный центр — город Томари; 

Тымовский 

административный центр — поселок городского типа

Тымовское; 

Углегорский 

административный центр — город Углегорск; 

Холмский 

административный центр — город Холмск;

Южно-Курильский 

административный центр — поселок городского типа

Южно-Курильск. 

 

Статья 10. Формы изменения административно-территориального

устройства Сахалинской области

1. Изменение административно-территориального устройства Сахалинской области осуществляется в следующих формах:

1) образование территориальной единицы Сахалинской области;

2) реорганизация административно-территориальной или территориальной единицы Сахалинской области;

3) упразднение административно-территориальной или территориальной единицы Сахалинской области;

4) перенос административных центров районов;

5) изменение границы административно-территориальной или территориальной единицы Сахалинской области в соответствии с федеральным законодательством.

2. Образованием территориальной единицы признается создание на территории Сахалинской области населенного пункта, не существовавшего ранее, и наделение его соответствующим статусом.

3. Реорганизация административно-территориальной или территориальной единицы (единиц) осуществляется путем:

1) слияния — объединения двух или более административно-территориальных или территориальных единиц, в результате которого упраздняются объединяемые административно-территориальные или территориальные единицы и образуется новая административно-территориальная или территориальной единица;

2) присоединения — присоединения одной или нескольких административно-территориальных или территориальных единиц к другой административно-территориальной или территориальной единице, в результате чего присоединяющиеся административно-территориальные или территориальные единицы упраздняются;

3) разделения — образования за счет разделения одной административно-территориальной или территориальной единицы новых административно-территориальных или территориальных единиц, в результате чего упраздняется первичная административно-территориальная или территориальная единица;

4) выделения — выделения одной или нескольких вновь образованных административно-территориальных или территориальных единиц из административно-территориальной или территориальной единицы при сохранении первичной административно-территориальной или территориальной единицы;

5) преобразования — изменения статуса населенного пункта.

4. Реорганизация административно-территориальной или территориальной единицы производится с учетом мнения населения административно-территориальной или территориальной единицы, интересы которого затрагивает данная реорганизация.

5. Упразднением территориальной единицы признается ликвидация населенного пункта в связи с отсутствием в нем зарегистрированного в установленном порядке населения.

6. Изменение границы административно-территориальной или территориальной единицы Сахалинской области – изменение границы района или населенного пункта.

 

Статья 11. Порядок изменения
административно-территориального устройства

Сахалинской области

1. При образовании территориальной единицы, реорганизации, упразднении административно-территориальных или территориальных единиц учитываются сложившаяся на их территории отраслевая производственная и социальная инфраструктура, возможность эффективного решения вопросов управления, транспортные магистрали, узлы связи и численность населения.

2. Образование территориальной единицы, реорганизация, упразднение административно-территориальных и территориальных единиц, установление и перенос административных центров районов осуществляются законом Сахалинской области.

3. Проект закона Сахалинской области об изменении административно-территориального устройства Сахалинской области вносится в Сахалинскую областную Думу Губернатором Сахалинской области.

4. С инициативой образования территориальной единицы, реорганизации, упразднения административно-территориальных и территориальных единиц, к Губернатору Сахалинской области могут обратиться органы государственной власти Сахалинской области и органы местного самоуправления. Указанное обращение должно содержать мотивированное обоснование внесенных предложений.

5. Реорганизация административно-территориальных или территориальных единиц, влекущая изменение границ муниципального образования, осуществляется после изменения границ муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом.

6. Проект закона Сахалинской области, которым предусмотрена реорганизация административно-территориальных или территориальных единиц, вносится в Сахалинскую областную Думу после выявления мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района или городского округа, на территории которого осуществляется указанная реорганизация.

7. При внесении в Сахалинскую областную Думу проекта закона Сахалинской области, предусматривающего образование территориальной единицы, реорганизацию, упразднение административно-территориальных и территориальных единиц, помимо документов и материалов, предусмотренных Законом Сахалинской области от 3 апреля 2000 года №168 «О законодательной деятельности в Сахалинской области», к законопроекту, прилагаются следующие материалы:

1) картографические материалы, отображающие предполагаемое изменение местоположения преобразуемых территорий;

2) решение представительного органа муниципального района или городского округа, выражающего мнение населения об изменении административно-территориального устройства Сахалинской области (кроме случая упразднения территориальной единицы);

3) справка органа, уполномоченного в сфере государственной статистики, о численности населения соответствующей административно-территориальной или территориальной единицы и преобладающем роде их занятий (кроме случая упразднения территориальной единицы);

4) справка органа, осуществляющего регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства, о гражданах, зарегистрированных по месту жительства на территории населенного пункта (к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему упразднение территориальной единицы);

5) справка органа (организации), осуществляющего государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства об объектах капитального строительства, находящихся на территории населенного пункта (к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему упразднение территориальной единицы);

6) справка органа, осуществляющего кадастровый учет земельных участков, о земельных участках, находящихся на территории населенного пункта, которые предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве аренды, в собственность или ином праве (к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему упразднение территориальной единицы).

8. Пояснительная записка к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему образование территориальной единицы, должна содержать:

1) обоснование образования территориальной единицы;

2) предполагаемую численность населения населенного пункта и преобладающий род их занятий;

3) перечень объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, которые будут обеспечивать жизнь и деятельность населения на территории территориальной единицы;

4) информацию о расположении территориальной единицы относительно иных территориальных единиц, находящихся на территории административно-территориальной единицы, расстоянии до них, а также до ближайших железнодорожной станции, морского порта, аэродрома, объекта почтовой связи;

5) предлагаемое наименование территориальной единицы и обоснование этого наименования;

6) предложение об отнесении территориальной единицы к определенной категории и виду в соответствии с настоящим Законом.

9. Пояснительная записка к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему реорганизацию административно-территориальной или территориальной единицы путем слияния, присоединения, разделения, выделения, должна содержать:

1) обоснование реорганизации административно-территориальной или территориальной единицы;

2) численность населения, которое проживает (будет проживать) на территории административно-территориальной или территориальной единицы (единиц), и преобладающий род их занятий;

3) перечень объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения на территории административно-территориальной или территориальной единицы (единиц);

4) предлагаемое наименование административно-территориальной или территориальной единицы (единиц) и обоснование этого наименования;

5) предлагаемое отнесение территориальной единицы (единиц) к определенной категории и виду в соответствии с настоящим Законом.

10. Пояснительная записка к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему преобразование территориальной единицы, должна содержать:

1) обоснование изменения статуса населенного пункта;

2) перечень объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения населенного пункта, статус которого изменяется.

11. Пояснительная записка к проекту закона Сахалинской области, предусматривающему упразднение территориальной единицы, должна содержать:

1) обоснование упразднения населенного пункта;

2) мотивированный вывод об отсутствии оснований для возобновления жизнедеятельности населения на территории населенного пункта.

 

Статья 12. Присвоение наименований и переименования административно-

территориальных и территориальных единиц

1. Присвоение наименований и переименование административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области производится с учетом государственных интересов, мнения населения соответствующих территорий, а также географических, исторических, национальных и других местных условий.

2. Решение вопросов присвоения наименований административно-территориальным и территориальным единицам Сахалинской области и их переименования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов».

 

Статья 13. Реестр административно-территориальных и территориальных

единиц Сахалинской области

1. Систематизация и учет административно-территориальных и территориальных единиц на территории Сахалинской области осуществляется путем ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области.

2. Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Сахалинской области (далее — Реестр) — это систематизированный перечень, содержащий информацию об административно-территориальных и территориальных единицах Сахалинской области, в котором отражаются:

1) сведения об образовании, реорганизации, упразднении административно-территориальных и территориальных единиц;

2) наименования административно-территориальных и территориальных единиц, а также сведения об их переименовании;

3) сведения о статусе административно-территориальных и территориальных единиц и их изменении;

4) сведения об установлении и изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц;

5) реквизиты (вид, номер, дата принятия, орган, принявший решение, наименование акта) нормативных правовых актов о присвоении наименований или переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, об их образовании, реорганизации, упразднении; об установлении и изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц;

6) размеры территорий административно-территориальных и территориальных единиц;

7) иные сведения, установленные Правительством Сахалинской области.

3. Ведение Реестра осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным Правительством Сахалинской области.

4. Реестр ведется в бумажном и электронном виде по форме, утвержденной Правительством Сахалинской области.

5. Порядок ведения Реестра устанавливается Правительством Сахалинской области.

 

Статья 14. Обнародование сведений об административно-территориальном

устройстве Сахалинской области

Орган исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченный Правительством Сахалинской области на ведение Реестра, не реже одного раза в 10 лет издает справочник административно-территориального устройства Сахалинской области.

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

Губернатор

Сахалинской области                            А.В.Хорошавин

 

г. Южно-Сахалинск

 

 

23 марта 2011 года

 

№ 25-ЗО

 

 

Субъект права законодательной инициативы

Губернатор Сахалинской области

Разработчик законопроекта 

аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области

Ответственный комитет

постоянный комитет Сахалинской областной Думы по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению

 

Внесен в Сахалинскую областную Думу 

28.12.2010

Рассмотрен ответственным комитетом 

25.01.2011

03.03.2011

Принят Сахалинской областной Думой в первом чтении 

03.02.2011

Принят Сахалинской областной Думой во втором чтении 

 

Принят Сахалинской областной Думой 

17.03.2011

Опубликован в газете «Губернские ведомости» 

№ 55 (3742)

29.03.2011

Вступил в силу 

 

09.04.2011